пятница, 4 июля 2014 г.

Мои любимые книги про отношения. Часть 1. Книги по психологии

 
 
 
Я люблю читать и, как настоящая девочка, очень люблю читать про отношения.
И в моей подборке есть не только и не столько книги, на которых крупно написано "про отношения", в ней есть те, которые притворяются чем-то другим. 

В этот раз про книги, которые прикидываются, что они по общей психологии.

Дейл Карнеги 
"Как перестать беспокоиться и начать жить"




О чем это: 
  • не надо беспокоиться о том, на что мы не способны повлиять
  • не надо беспокоиться из-за неопределенности (я называю это "давайте решать проблемы по мере поступления")
  • нужно следовать трем простым шагам:
    • собрать максимум информации о ситуации
    • описать самый плохой вариант развития событий и смириться с ним
    • набросать план А, потом  Б, В и т.д. и выбрать лучший

Почему это про отношения:
А по поводу чего еще мы, девочки, постоянно беспокоимся?! 
Я ему нравлюсь или нет? Спать с ним или нет? Позовет замуж или нет? Изменяет или нет? Бросить или нет? Этот или тот?

Одним теплым июньским днем я сидела в кресле и пыталась не рвать на себе волосы. Два месяца я планировала встречу с Г. в Петербурге. Программа была составлена, билеты куплены (у него Рим-Венеция-Петербург, у меня Москва-Петербург), с родителями заключен договор "пустая квартира в обмен на новый набор кастрюль", друзья организованы в приветливую приветственную делегацию. 
И внезапно напарник Г. ломает ногу и его начальство не дает разрешение на отпуск.
В поисках замены и в состоянии неопределенности проходит 4 дня. Последние 4 дня перед отъездом. 
Я мечусь по квартире, а в голове мечутся мысли "не ехать!", "а может ехать, но как же!", "о, божечки, как быть?!". Дело кончилось бокалом белого, книжкой Карнеги и тетрадкой, в которой я набросала план: ехать и получать удовольствие в той компании, какая будет. И все было хорошо!

Андре Кукла
 "Ментальные ловушки"

О чем это: 
Мы склонны думать неправильно (не не о том, а просто не так), потому что так проще и привычнее. Мы упорствуем, прикладываем слишком много усилий, фиксируемся на чем-то, возвращаемся мыслями в прошлое или убегаем в будущее, не можем переключиться, затягиваем, рассеиваем внимание, регулируем то, что не нужно, и проговариваем вместо того, чтобы наслаждаться моментом.

Почему это про отношения:

Упорство
Никогда не оказывались посреди отношений, которые исчерпали себя и не приносят ничего кроме отрицательных эмоций или уныния? Когда внезапно ловишь себя на мысли "Что я вообще тут делаю?!". Но очень сложно перейти от  "Так много уже сделано..." к  "К черту эту дрянь!"

Чрезмерное усердие
Я уже была милашкой, выглядела секси, блистала интеллектом...Но может ногти как-то иначе накрасить? Или платье поэлегантнее купить? А может белый свитер с V-образным вырезом, как советует Д.? Или позвать самой в кино, как сделала Ю.?
Да, нет, просто пора поставить точку пожирнее. 

Фиксация
Как говорила героиня моего любимого фильма "Тариф на лунный свет": "Мир устроен так несправедливо: мужчины не ждут звонка женщины. Вместо этого они что-то делают. Они смотрят футбол, ищут лекарство от СПИДа, проверяют стоимость акций или занимаются боди-билдингом. Что делаю женщины? Женщины жрут!"
Самая катастрофичная фиксация случается в отношениях на расстоянии: ты вообще живешь только в дни, когда вы вместе, а остальное время ставишь на быструю перемотку и можешь восстановить эти дни только по фотографиям и воспоминаниям друзей.

Возврат в прошлое
Мысли в моей голове прокручивают одни и те же ситуации снова и снова и придумывают многочисленные сценарии надо-было-мне. Когда он спросил, надо было мне не смущенно улыбаться, а сказать все прямо. Когда он тогда позвонил, надо было мне быть строгой....или нет, надо было спросить его, что происходит и вот тогда бы он...и вот тогда бы мы...
Да-да.

Опережение
"Он классный! Мы уже целый месяц встречаемся! Думаю, через месяц он подарит мне кольцо!" - говорит В. А я удивленно размышляю о том, неужели, и правда, такое бывает в реальной жизни, и не слишком ли рано об этом вообще думать. Конечно, он оказывается негодяем и все усилия по планированию получаются приложены зря. 

Сопротивление
Это как упорство, только застреваем мы в другом хорошем и приятном. The Village пишет, что 30-летние мужчины не хотят знакомиться, пьют и едят дома, не реагируют на женские коленки. Конечно, им и так хорошо. И вот они говорят себе "ну, еще чуть-чуть", а потом уж я как возьму, да как сделаю какую-нибудь прекрасную женщину счастливой. Да-да, именно так и случится. Например, сиделку, которая будет подносить ему утку (совсем не в яблоках).

Затягивание
Мужчины, понятно дело, ЧТО любят затягивать. Конечно, иногда они просто не хотят жениться на конкретной женщине. Но некоторые откровенно затягивают. Так Д. пришлось выгнать М. из дома и уехать в Монте-Карло, чтобы он наконец раздуплился. Бедная Д. уже успела проклясть себя за глупость, его за морочение ее головы, а он видите ли ждал бриллиант для кольца из ЮАР! Just do it! 

Ну, а мы...мы затягиваем с расставаниями. Решение принято, надо идти дальше, но он же таааакой клаааааасный и может еще как-то что-то где-то... (Тут мужчины способны затягивать так же умело как со свадьбой, так что их ждать вообще не приходится. Дай им волю, будут встречаться вечно...с несколькими).

Разделение
Апогей разделения - это, конечно, измена. 
Но это особая история.

Ускорение
Мальчики любят затягивать, ну, а мы очень любим ускорять. Мы стремимся проскочить неловкость конфетно-буфетного, чтобы оказаться в скучном спокойствии серьезных отношений, из которых мы рвемся в семейную идиллию с сексом по расписанию два раза в неделю (если повезет), а оттуда в полную семью, где сначала прибрать за сыном, потом за мужем, а потом за котом. Нет, ничего ужасного в том, чтобы за всеми прибрать, нет, просто, куда торопились-то?

Регулирование
Мы зачем-то предписываем себе, что делать дальше. "Так, сейчас, я улыбнусь, повернусь, а потом поцелую его...". Пока все это думаешь, момент уходит, эмоции улетают и получается дрянь.

Формулирование
Первые полгода отношений Г. регулярно заводил разговоры типа "и тогда мы с тобой", "а потом я подумал", "и в тот момент  я решил", "я нашел тебя в таком странном месте". Первые два раза это было очень умилительно. А потом начало раздражать: "Ну е-мое! Давай создадим новые впечатления! Чего мусолить старые по пятому кругу?"

Одна моя подруга, которой я посоветовала эту книгу, сказала: "Бестолково! Там не написано, что с этим делать!"
Так вот, если вам тоже нужно нравоучение в конце басни, то на ловушках себя надо ловить и...поймав, срочно переставать мыслить так. Лучший способ - сконцентрироваться на здесь и сейчас. Не можете? Идите к сверлить зубы или запишитесь на ФГДС! Боль очень отвлекает :)


Альберт Бернстайн 
"Эмоциональные вампиры"
 

О чем это:
Некоторые люди вокруг нас совсем не такие, как мы. Они пренебрегают правилами поведения в обществе. Точнее они живут по своим собственным правилам и не могут смириться, если другие отказываются следовать за ними. Они требуют нашего безоговорочного внимания, любви и поддержки. И выходят из себя, если что-то идет не так. Точнее выносят мозг нам. Это люди с расстройством личности, или эмоциональные вампиры. 

Почему это про отношения:
С вампирами сложно бороться, от них проще избавиться. А от кого сложнее всего избавиться? От того, кого любишь. Особенно, если еще и штамп в паспорте есть.
Иногда, мне кажется, что я ходячий магнит для вампиров. Особенно вампиров мужского пола. 
Я уже писала про опасные разновидености мужчин. Так вот это они и есть.

Мистер Менструирующий - вампир антисоциальный. Обаяние, импульсивность и большая потребность в стимулировании. 

Мистер Правильный - обсессивно-компульсивный вампир. Надежность, чрезмерное внимание к деталям, сдерживание эмоций, нерешительность. 

Лорд Адон Семи Морей - нарциссический вампир. Грандиозность, уверенность в своей исключительности, дух соперничества, неспособность воспринимать критику. 

Мистер Гипнотизер и Мистер Домострой, к сожалению, в классификацию автора не попали. Но похоже, что они разновидности, антисоциального и обсессивно-компульсивного.

Зато в книге есть Мисс Весь Мир Против Меня (гистрионный вампир). К счастью, мужчин таких почти не бывает. 

Встречаетесь с вампиром? Идите срочно читать! 
И только тссс: но все мы немного вампиры.

4 комментария :

  1. Замечательный и очень полезный пост! Спасибо автору!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Воспользовалась ли ты чем-нибудь из описанного?

      Удалить
  2. Мне нравятся книги Карнеги))))) действительно, полезная штука))) ментальные ловушки как-то сначала но упорства прочитать все от корки до корки не хватило)) может когда-нибудь прочту) а про вампиры как-то не интересно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что пригодилась подборка :) Про вампиров надо читать, когда есть рядом вампир, тогда сразу интересно становится...Так что видимо везет вам :)

      Удалить