вторник, 8 июля 2014 г.

"Как можно быть все время такой дурой?!", или как правильно давать фидбек


Фидбек звучит очень по-деловому. Ему, конечно же, не место в романтических отношениях! То ли дело закатить сцену со слезами и истериками, разбить пару тарелок и хлопнуть погромче дверью. Вот это очень романтично!

http://theberry.com/
- Ты не думал рассказать ей о своих чувствах?
- Леонард, я физик, а не хиппи какой-то!

В отношениях мы чаще всего бросаемся из крайности в крайность. 
Сначала пребываем в розовых соплях: "Ооо, он так мило рыгает! И так пукает, что просто сносит крышу" (или это от запаха?).
А в какой-то момент приходим к осознанию, что он даже дышит раздражающе громко. 

Вот тут-то и наступает страшное время фидбека! И вкладываем в него мы все то, что накипело и наболело с той самой первой минуты, когда закончился конфетно-буфетный период и мы начали показывать себя друг другу во всей красе. 

"Ты бесчувственный! Не даришь мне цветы! Не водишь в ресторан больше!  Лежишь на диване! Чешешь попу на людях! Только работой интересуешься! Никогда не выносишь мусор! Только одного от меня хочешь!" (...и далее по списку)

В ответ, конечно, получаем: "Истеричка! Что ты меня пилишь все время! Научись лучше готовить! И в зеркало посмотри!" (...и что там еще в таких случаях говорят).

В общем, фидбек лучше давать и получать своевременно и правильно. 

Ваше мнение ошибочно и нежеланно.

Июнь неожиданно прошел у меня под знаком фидбека. Большей частью не в личной сфере, но в том числе. 
Результаты получились интересными. Не могу ими не поделиться. 

Поскольку правило фидбека #1 гласит: "Начни с хорошего!", то я именно так и поступлю. 

У меня есть пять прекраснейших фидбеков, читая которые, я думала о том, какие  чудесные люди меня окружают и том, как мне нравится та девушка, про которую они пишут, и как бы я хотела быть такой как она. Ах да, постойте, это ж я и есть!

Правило # 2: в фидбеке должно быть много хорошего, хорошего должно быть больше, чем плохого. Особенно, в личном. У вас же там любовь, все дела. 

Честно говоря, почти во всех моих фидбеках вообще только хорошее. Хотя лично у меня есть много, что сказать про возможные улучшения себя!
А те, кто все-таки что-то написали, говорили не о том, что мне надо исправить, чтобы не бесить их, а то, что мне надо исправить, чтобы не мучить саму себя. Вот такие они у меня классные - люди вокруг!

Правило # 3: говорить про 1, максимум 2 возможных улучшения.
Больше уже воспринимается как поток претензий и вообще не откладывается в голове или откладывпется что-то одно на выбор получавшего (не факт, что самое важное).

Топ-3 моих слабостей: 
  • я эмоциональная
  • я примаю все слишком близко к сердцу, ранимая
  • я уверенная, энергичная и резкая 
И от такого перечня, хочется добавить еще: нелогичная и противоречивая :)

Кстати, правило #4: хорошее должно быть именно хорошим, а не завуалированным направлением развития.

Я никогда не говорил, что ты плох в том, что ты делаешь. 
Просто то, что ты делаешь вообще не стоит того, чтобы этим заниматься.

Мой первый в этом месяце фидбек (запрос на который звучал как "а что обо мне у вас думают") состоял из одного только плохого. Человек так воодушевился возможностью, что даже позвонил мне и полчаса рассказывал про все плохое во мне. "А вот еще...а еще...а еще...".
Единственное хорошее (кажется; автор и сам сомневался): "Ты очень уверенная, но это, наверное, так и должно быть..." Очень похоже на пункт 3 из списка выше. При чем разговор закончился тем, что я вообще классная, но я ведь про плохое только спрашивала (серьезно?).

В моем втором фидбеке (который тоже не вошел в 5 прекрасных) я узнала, что я сильная. Фидбек был от мужчины. Ну, вы понимаете. Жаль не в начале вечера сказал, мог бы на коктейлях сэкономить.

Правило #5: будьте конкретны и используйте примеры.

Забегая вперед, не берите фидбек без примеров. Однажды мне сказали: "ну, когда-то было ощущение, что ты забиваешь на работу". Без примеров. Вот такое ощущение, которое уже даже не актуально. (Правило #6: давайте фидбек своевременно и на актуальные проблемы).

Десять минут дополнительных вопросов и два дня попыток вспомнить привели меня к осознанию: да, было дело. Недели две подряд ко мне приходили в 18:40 и просили срочно сделать работу длительностью часа на два. Две недели человеку никак не удавалось спланировать свою занятость. Периодически просьбы выглядели так: переделай-ка эту схему, не знаю уж, что с ней не так, но что-то не так. 
В конце-концов я сказала, что планирую вечером уйти в 7 и, если  что-то нужно, то хочу узнать об этом заранее.

Правило #7: говоря о плохом, используйте Я-формулировки.

www.fanpop.com/
Я плачу потому, что окружающие тупицы, и это меня печалит.

Не "ты козлина бесчувственная", а "мне не хватает проявления чувств с твоей стороны". 

Правило #8: подготовьтесь!
Чтобы не сорваться на крик, битье посуды и обсуждение кто кому что должен, лучше тщательно подготовиться.
- У вас с Эми была ссора?
- Эми ссорилась. Я просто был абсолютно разумен. 

Особенно, если ваше направление для развития "эмоциональность". 
В личных разговорах я иногда даже с подготовкой перехожу от "меня расстраивает, когда ты не проявляешь внимание к важным для меня событиям" к "почему ж ты такой козел?!"
Правда, потому что я не очень и стараюсь.  

Правило #9: делайте это регулярно!
Чтобы не создавать себе и окружающим стресса.

Правило #10: следите за успехами и отмечайте результаты.
Задача ведь исправить то, что требует исправления, а не просто побурчать!
Давай просто предположим, что все, что ты делал до этого неверно.

В следующий раз о том, как брать фидбек. 
И о моих сильных сторонах.

А как вы даете обратную связь?

2 комментария :